Несомненно, учитель–логопед и педагоги дошкольного учреждения несут огромную
ответственность за воспитание правильной речи у дошколят, но, к сожалению, без
взаимодействия с родителями, без их поддержки и непосредственного участия в
трудном и продолжительном коррекционном
процессе, эффективность этой работы не
достигает желаемых результатов.Часто
родители жалуются на занятость, нехватку времени для занятий с ребенком дома. Давайте
попробуем по-другому рассмотреть эту проблему. Заниматься
с ребенком дома — это не значит
«приковать» малыша к столу и заставлять его выполнять задания. Заниматься с ребенком — это значит общаться с ним, разговаривать, объяснять
новые для малыша понятия. Это значит
— любить его. Хочется ли вам самим
общаться с вашим ребенком? Задумайтесь. Пока вы
на работе, ребенок находится в детском саду, вечером вы забираете его,
приводите домой, даете ему планшет или
сажаете к экрану с «мультиками», целуете на ночь. Сколько времени вы уделили
ребенку за этот день? Расспросили ли вы его о его жизни в детском саду, чем он
занимался, все ли ему удалось? Чему научили сами? Конечно, темп
жизни сейчас очень высокий, работой мы все дорожим и стараемся выполнять ее
хорошо. Но
давайте попробуем и в этом темпе найти время для общения и любви. Можно
поиграть в игры, развивающие словарь ребенка, пока вы идете в садик и из
садика. Называйте предметы, окружающие вас, их признаки. Учите ребенка
отгадывать загадки , задавать вопросы, выделять и называть признаки предметов.
Сейчас
прекрасная пора — сколько красок вокруг.
Назовите названия деревьев, цвет листьев. Может быть вы сами что-то забыли и
перестали видеть? Какими словами можно назвать оттенки красного осенью?
Красный, багряный, пурпурный. Почему
осень золотая? Учите ребенка говорить красиво. Слово воспитывает. Сколько
времени займет игра в «Слова наоборот»?
(антонимы), или игра « Я знаю пять названий…»?
«Догадайся, о чем я говорю» : крыло — (птица), руль — машина, крыша — ….дом.
Обучать
чтению можно, гуляя по улице, рассматривая афиши и витрины, палочкой можно
писать буквы на песке, выкладывать их из веточек, камешков. А дома можно
выкладывать их из конфет, лепить из теста и даже печь печенье–буквы. Просите
ребенка помочь вам узнать букву, прочитать название газеты или журнала. Если
бабушка сошлется на то, что забыла очки, малыш с удовольствием постарается
помочь ей прочитать нужное слово. Игры
«Угадай, что вверху, что справа, слева, между…» способствуют развитию
пространственных представлений. Если
утром и вечером вы напомните ребенку
название сегодняшнего дня недели и назовете завтрашний день, считайте, что
поработали над развитием временных
отношений. Закреплять
звуки можно также в игре на улице, в
машине, даже на эскалаторе в метро.
Если вы почитали
малышу перед сном, смело ставьте себе «пятерку». Хотя, за что?... За любовь?...